18 апреля, 2024

Строительный контроль

Строительный контроль при строительстве и эксплуатации рельсовых крановых путей

         

          При устройстве нижнего строения рельсового пути строительному контролю подлежит проверка соблюдения следующих требований:

  • продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
  • поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008-0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
  • земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным;
  • плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55-1,75 г/см3, коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна – не менее 0,95, способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом;
  • земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.

         При устройстве верхнего строения рельсового пути строительному контролю подлежит проверка соблюдения следующих требований:

  • верхнее строение рельсового пути должно возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций, в качестве подрельсовых опорных элементов должны применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки;
  • толщина балластного слоя должна определяться проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.
  • при устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов должны располагаться между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами – над их стыками;
  • конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.);
  • величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм, смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм;
  • длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

        При устройстве путевого оборудования рельсового пути строительному контролю подлежит проверка соблюдения следующих требований:

  • на концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые опоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана;
  • упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным;
  • рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки – распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке – не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м;
  • отключающие устройства должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора;
  • устройство заземления пути должно выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

       Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту. Проверка состояния рельсового пути включает:

  • ежесменный осмотр;
  • плановую или внеочередную проверку.

        Ежесменный осмотр рельсового пути должен осуществляться машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.

Плановая проверка состояния рельсового пути должна проводиться после каждых 24 смен работы крана и, в обязательном порядке, после сезонного замерзания и оттаивания грунтов основания и осуществляться под руководством инженерно-технического работника.

        Плановая проверка должна устанавливать соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям проектной и конструкторской документации, и подтверждать, что состояние верхнего строения и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.

       Результаты проверок должны заноситься в вахтенный журнал крановщика.

      Внеочередная проверка рельсовых путей должна проводиться после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана.